Типы людей (психология, НЛП)


АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ И ДИГИТАЛЫ


В зависимости от особенностей восприятия и обработки информации, людей можно условно разделить на 3 категории:
  1. 1. аудиалы,
  2. 2. визуалы,
  3. 3. кинестетики.
Но не смотря на то, что каналов как бы только 3, внутри себя человек воспроизводит и обрабатывает опыт четырьмя способами.
Добавляется внутренний диалог или дигитальный канал, который работает со словами и числами.
Условно можно добавить четвёртую категорию:
4. дигиталы
Так же надо понимать, что хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, их достаточно мало.
И если они пользуются только одной системой, то это достаточно ущербно.

Они не воспринимают множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг.
Это проходит, увы, мимо их сознания.
Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими каналами восприятия, просто один они предпочитают больше.
Они проводят в нём больше времени, лучше соображают, и этот способ восприятия для них как бы более важен, чем остальные.
Но это совершенно не означает, что например, визуал ничего не слышит и не чувствует.
Это означает только, что зрение для него более важно.
Наиболее распространенный тип — кинестетики (около 40% населения), за ними идут визуалы (около 30%), далее дигиталы (около 20%) и  аудиалы (около 10%).

АУДИАЛЫ 

Аудиалы — те люди, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Это очень редкий тип людей.
Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью.
При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное — слышать его.
Аудиал буквально расцветает, когда говорит.
Он может запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей.
Но ни в коем случае нельзя прерывать его, т.к. он может замолчать и более не будет с вами беседовать.
Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным.
Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые всегда выслушать и помочь советом.

Мир аудиала – это мир звуков, ритмов и мелодий.
Для него нет скучных вопросов и закрытых тем.
Они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах.
Они только и  ищут повод поговорить.
Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь.
Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лектора.
Направление взгляда у аудиалов — по средней линии.
Поза Аудиала – сидят прямо, но с легким наклоном вперед.
У аудиалов, как правило, хорошо развитая грудная клетка, потому что они дышат полной грудью.
Внешне они редко бывают тучными.
Аудиалы любят диалоги, которые могут слышать и внутри себя и о которых будут рассказывать окружающим.
Причём содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу.
А голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие и мелодичные.
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (послушайте, обсуждать, громкий, молчаливый, тишина, благозвучный…).
Аудиалы часто используют выражения типа:
  • послушайте, что я скажу,
  • рад тебя слышать,
  • меня раздражает этот звук,
  • звучит заманчиво,
  • что значит этот загадочный тон,
  • ваша идея звучит замечательно…
Разговаривая с собеседником, аудиал обычно наклоняет голову так, как будто бы прислушивается и старается находится от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё и ничего не пропустить.
Глаза он часто отводит в сторону или опускает вниз.
Для него не характерно смотреть прямо в глаза собеседника — это его отвлекает, мешает слушать и вызывает напряжение.
Очень часто, когда он слушает кого-то или что-то, то скрещивает руки на груди.
 Аудиал — то, что обсуждал, запоминает, слушая.
Аудиал легко отвлекается на звуки.
Аудиалу желательно подарить то, что он с наслаждением будет слушать.
Аудиалы любят ушами.

ВИЗУАЛЫ 

Визуалы — это люди, которые «видят» окружающий мир, т.е. воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Визуалы – хорошие рассказчики.
Они могут представить себе картину и описать ее.
Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний.
Они так же хорошо всё планируют.
Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками.
Они не могут работать без заранее разработанных схем.
Приступая к работе они чётко должны представлять себе стратегию.
Они любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчёты.
Если Визуалу что-то объяснять, то желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки и фотографии.
В крайнем случае, надо показывать руками, какого это размера и где расположено.
Визуалы сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Им нельзя говорить «нет» и воздействовать на них криком.
Для Визуалов важно, чтобы всё было КРАСИВО!
Визуалы готовы надеть что-то эффектное и яркое, даже если оно и неудобное.
Это не означает, что они являются обладателями неудобной одежды, просто внешний вид для них важнее.
И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде.
Казалось бы, какое отношение имеет то, как человек воспринимает окружающий мир, к тому, как он выглядит?
Однако психология – наука щедрая, а на неожиданности в частности…
Для Визуалов зрение и слух – это одна система.
Если они не видят, то как бы и не слышат.
У визуалов обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны и направлены от себя.
При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника.
Визуалы, как правило, люди — резкие и порывистые.
Разговаривая с собеседником, фиксируют все движения собеседника, его мимику, позы и жесты.
Его принцип: «Он меня не слушает, потому что не смотрит на меня«.
Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу «закрываются», скрещивая руки и ноги.
Визуалы не терпят прикосновений и тем более объятий.
Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…
Сидят обычно прямо, да и стоят тоже.
А если и сутулятся, то голову  задирают вверх.
Плечи расправлены, грудь — колесом.
Дыхание осуществляют верхней частью грудной клетки.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх.
Кроме особенностей поведения, Визуала можно узнать по:
  • подтянутой худощавой фигуре,
  • прямой осанке,
  • тонкой линии губ,
  • высокому голосу.
Их привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания.
В разговоре держат такую дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника.
И поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения или напротив чтобы было лучше видно.
Визуалы часто используют выражения:
  • я вижу,
  • посмотри, какая …,
  • это выглядит…,
  • там видно будет,
  • видите ли.
В своей речи Визуал употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, как видите,  на первый взгляд, картина, прозрачный, яркий, красочный…).
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).
Визуалу шум практически не мешает.
Визуалу лучше всего дарить украшения и предметы интерьера.
Визуалы любят глазами.

КИНЕСТЕТИКИ 

Кинестетики — «чувствуют» окружающий мир и воспринимают большую часть информации через обоняние, осязание,с помощью движений и др.
Они не умеют скрывать свои чувства и их выдают глаза.
Поэтому они часто их опускают.
Ответы на вопросы просты и прямолинейны.
Решения они принимают, опираясь на свои чувства.
Кинестетики ненавидят неудобную одежду и во всём предпочитают комфорт.
Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьёзные дискуссии.
Они как бы случайно касаются вашей руки во время разговора, убирают волосы с лица и заботливо интересуются, как вы чувствуете себя у них в гостях.
При разговоре наклоняются к собеседнику, часто стремятся прикоснуться к нему, поэтому находятся очень близко от него.
В свой внутренний мир они пускают только «избранных».
Кинестетики — люди действия.
Кинестетику необходимо всё пробовать на вкус, трогать, ощущать, двигаться  и нюхать.
Это их способ восприятия мира и по-другому они просто ничего не понимают.
Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение и действие.
Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же опробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
Они не поймут, как сделать что-то, пока не сделают этого сами.
Планы, мечты и витание в облаках – слова, совершенно им непонятные.
Кинестетики в буквальном смысле пропускают всё через себя, поэтому тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации.
Именно поэтому им тяжело сказать «нет«.
Кинестетики — люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу.
Тело у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные.
Кинестетики обычно сидят с наклоном вперёд и часто сутулятся.
Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Они носят то, что удобно.
А каков внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью.
Для них «просто рассказ» как бы лишён смысла – с этим надо что — то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать.
Кинестетики обычно весьма слабо планируют, так как в этой системе нет возможности что — то придумывать.
Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже.
Взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.
Кинестетики – люди мягкие, склонные к полноте, с розовой кожей.
По нраву — весёлые и с хорошим чувством юмора.
Двигаются они плавно и дышат нижним отделом грудной клетки.
Их речь насыщена  выражениями:
  • вступить в контакт,
  • я чувствую,
  • изменить к лучшему,
  • улавливать что-либо,
  • рука об руку,
  • прочная основа,
  • управлять собой,
  • сохранять спокойствие,
  • мы совсем близко подошли к решению проблемы…
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (прикосновение, схватывать, мягкий, теплый, гибкий, хороший нюх…).
Кинестетик помнит общее впечатление.
Запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
Запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память.
Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно.
Направление взгляда у кинестетиквов — вниз.
Кинестетику лучше всего дарить такой подарок, который будет давать ему приятные ощущения.
Кинестетики любят руками.

ДИГИТАЛЫ 

Дигиталы — восприятие информации у них происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков и логических доводов.
Это весьма своеобразный тип людей.
Дигиталы — более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность.
Как сказал один мальчуган: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.
Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
Дигиталы, как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Для дигиталов написанное или проговорённое как бы является реальностью.
Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов.
Если послушать внутренние монологи дигиталов (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
  • наверно, я сам сделал что-то не то?
  • ну почему он назвал меня …?
  • или я ошибся?
  • в следующий раз я ему отвечу…
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию.
Слова переходят только в слова, и всё возвращается к исходной точке.
У Дигиталов поза зажатая и прямая.
Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации.
Дигиталы говорят достаточно монотонно – интонации им не нужны, и они их воспринимают с трудом.
Дистанцию держат отдаленную, смотрят либо в лоб собеседнику, либо поверх головы.
Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…
Не любят прикосновений.
Дигиталы не сочувствуют, они понимают.
Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, плотные (хотя обычно и поджатые) губы…
Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков.
Если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них — это уйти в рассуждения.
И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте.
 За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.
Дигитал обрадуется подаркам с функциональным значением.

АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ И ДИГИТАЛЫ

Не всегда аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы могут хорошо понять друг друга.
Это происходит именно из-за различий в их преобладающей системе восприятия.
Поняв, кто перед тобой — легче общаться…
И в свете сказанного очень важно общаться с человеком на «его языке»:
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, высоту, паузу), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму и местоположение, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, записывая действия, используя схемы, таблицы и наглядные пособия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов, вспоминая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.
А вообще, психологами доказано, что ненавязчивые, «случайные» прикосновения во время дружеской беседы способствуют гораздо более приятным воспоминаниям об этом общении позднее.
Автор текста: Игорь Борисёнок.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

У девушек есть четыре вида девственности. Вы знали об этом?

Новый мировой порядок.

Почему женщины всегда обвиняют и манипулируют мужчинами?